Эпидемиологическая служба

Posted by

Санитарно эпидемиологическая служба


Бесплатная юридическая консультация:

Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения .

Оглавление:

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

Правовые основы деятельности санитарно-эпидемической службы регламентируются Основами законодательства о здравоохранении и Санитарным законодательством.

Государственный характер организации санитарно-эпидемической службы предусматривает обязательную предварительную гигиеническую апробацию всех мероприятий, предпринимаемых в стране и затрагивающих интересы здоровья населения (планировка населенных мест, строительство жилищ, предприятий, освоение новой техники, внедрение новых технологий и веществ в производстве, химизация сельского хозяйства, производство изделий для нужд населения и т.д.).

Государственные контрольные функции санитарно-эпидемической службы включают ответственность руководителей всех учреждений и организаций, а также отдельных граждан за выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, планирование санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе научных исследований влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения, единство организации и управления, обеспечивающее решение общегосударственных санитарно-гигиенических и эпидемиологических задач; участие учреждений здравоохранения, хозяйственных и всех других организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе, при организующей роли санитарно-эпидемической службы; участие населения в санитарно-оздоровительной работе.


Бесплатная юридическая консультация:

Система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает исследование влияния различных факторов среды на здоровье населения, осуществляемое научными гигиеническими и эпидемиологическими учреждениями; гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека, предупреждающее неблагоприятное воздействие их на здоровье населения; обязательное выполнение гигиенических норм и правил всеми должностными лицами и гражданами; руководящие органы санитарно-эпидемической службы государственного надзора за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, санитарных норм и правил, надзор за объектами народного хозяйства. Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет гигиенический надзор за проведением оздоровительных мероприятий по охране окружающей среды в интересах здоровья населения (см. Охрана окружающей среды); проводит государственный санитарный надзор за условиями труда на промышленных предприятиях и с.-х. производстве, организует проведение мероприятий, направленных на снижение общей и профилактику профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; организует и контролирует проведение гигиенических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в организованных коллективах; осуществляет санитарный надзор за производством и реализацией пищевых продуктов, организацией рационального питания организованных групп населения, а также гигиенический надзор за работой с радиоактивными изотопами с целью обеспечения радиационной защиты населения (см. Радиационная безопасность), организует и проводит противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение, ликвидацию и снижение инфекционной заболеваемости.

Структура санитарно-эпидемической службы соответствует структуре управления здравоохранением и строится по административно-территориальному принципу.

В России санитарно-эпидемическую службу возглавляет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации. Председатель Комитета является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В структуре министерств здравоохранения некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств, имеются санитарно-профилактическое или санитарно-эпидемиологическое управления, которые осуществляют руководство деятельностью службы; начальники этих управлений являются заместителями Главного государственного санитарного врача, который и возглавляет санитарно-эпидемическую службу.

Для обеспечения санитарно-эпидемической деятельности руководящие органы санитарно-эпидемической службы государств разрабатывают и утверждают санитарные нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; осуществляют контроль за соблюдением в типовых проектах строительства гигиенических норм и дают соответствующие заключения; разрешают применение новых химических веществ; осуществляют контроль за качеством бактерийных, риккетсиозных диагностических препаратов, вакцин, сывороток; руководят работой региональных органов и учреждений санитарно-эпидемической службы, а также врачебно-санитарных служб других ведомств по проведению ими санитарно-эпидемического надзора и соответствующих мероприятий и осуществляют контроль за их работой. В компетенцию санитарно-эпидемической службы входит проведение мер по санитарной охране территории страны от заноса и распространения карантинных и других инфекций, а также организация общественных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и безопасности.


Бесплатная юридическая консультация:

В состав Государственной санитарно-эпидемической службы Российской Федерации входят: республиканские (в составе России), краевые, областные, окружные, городские, районные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора; бассейновые и линейные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на водном транспорте, центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на воздушном транспорте; Российский информационно-аналитический центр; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; дезинфекционные объединения и станции.

На уровне независимых государств Содружества функционируют санитарно-эпидемиологические станции (центры гигиены и эпидемиологии), которые осуществляют организационно-методическое руководство работой учреждений санитарно-эпидемической службы того или иного государства и обеспечивают квалифицированный и специализированный санитарный надзор и противоэпидемическую деятельность. При отсутствии в МЗ независимого государства санитарно-эпидемического управления его функции выполняет санитарно-эпидемическая станция высшего уровня.

На административных территориях, входящих в состав независимых государств, функционируют СЭС (центры), осуществляющие организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической деятельностью на соответствующей территории и обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор.

Принцип построения санитарно-эпидемической службы обеспечивает совместную с органами и учреждениями здравоохранения деятельность и позволяет решать наиболее сложные гигиенические и эпидемиологические проблемы с помощью местных органов власти.

Финансирование санитарно-эпидемической службы осуществляется за счет бюджета. Внедрение нового хозяйственного механизма предусматривает дополнительное финансирование ее деятельности за счет проведения работ на договорных условиях. Учет работы специалистов ведется на основе учетно-оперативных документов.


Бесплатная юридическая консультация:

Библиогр.: Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицина, т. 2, М., 1987.

Источник: http://znaiu.ru/art/.php

Санитарно-эпидемиологическая служба

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое «Санитарно-эпидемиологическая служба» в других словарях:

Санитарно-эпидемиологическая служба — СЭС см. Служба санитарно эпидемиологическая. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Санитарно-эпидемиологическая служба — Санитарно эпидемиологическая служба: органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и… … Официальная терминология


Бесплатная юридическая консультация:

санитарно-эпидемиологическая служба — Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленных гигиенических… … Справочник технического переводчика

санитарно-эпидемиологическая служба — 3.2.9 санитарно эпидемиологическая служба: Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Санитарно-эпидемиологическая служба — в СССР система государственных учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, а также разработку и проведение санитарно профилактических и противоэпидемических мероприятий в стране. В дореволюционной России единой… … Большая советская энциклопедия

Санитарно-эпидемиологическая служба — (СЭС) органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленных… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

санитарно-эпидемиологическая служба — система учреждений Министерства здравоохранения СССР, союзных республик и других ведомств, осуществляющих санитарный надзор, а также проведение санитарно профилактических и противоэпидемических мероприятий, направл. на охрану здоровья… … Большой медицинский словарь


Бесплатная юридическая консультация:

санитарно-эпидемиологическая служба — система государственных учреждений, осуществляющих санитарный надзор, разработку и проведение санитарно профилактических и противоэпидемических мероприятий … Энциклопедический словарь

Санитарно-эпидемиологическая служба в чрезвычайной ситуации — Санитарно эпидемиологическая служба в чрезвычайной ситуации: санэпидслужба в ЧС: совокупность органов управления, специализированных и территориальных учреждений санитарно эпидемиологической службы, входящих в Российскую систему предупреждения и… … Официальная терминология

санитарно-эпидемиологическая служба в чрезвычайной ситуации — санэпидслужба в ЧС Совокупность органов управления, специализированных и территориальных учреждений санитарно эпидемиологической службы, входящих в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, методов управления службой… … Справочник технического переводчика

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27580/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE


Бесплатная юридическая консультация:

Санитарно-эпидемиологический надзор

Санитарно-эпидемиологический надзор

Санитарное законодательство и санитарно-эпидемиологическое благополучие

Законодательство РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и включает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ: санитарные правила (СП, СанПиН), гигиенические нормативы (ГН) и др.

На основании Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ граждане РФ «имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека», на «информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве продукции» и др.

В Законе дается определение: «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».

Согласно этому Федеральному закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

  • профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
  • лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, отходов производства и потребления, а также продукции, впервые ввозимой на территорию РФ;
  • выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проведения социально-гигиенического мониторинга;
  • проведения научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • мер по своевременному информированию населения о возникновении заболеваний, состоянии среды обитания;
  • мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
  • мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Особое значение имеет Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ, в котором дается система государственного регулирования в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и питания, включающая государственную регистрацию новых продуктов, нормирование показателей пищевой продукции и другие требования. Основным положением этого Закона является ответственность изготовителей пищевой продукции за се качество и безопасность.

Бесплатная юридическая консультация:

Индивидуальные предприниматели и юридические липа в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства;
  • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых услуг, а также продукции, пищевых продуктов и товаров;
  • осуществлять производственный контроль, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия);
  • своевременно информировать о нарушениях технологического процесса или аварийных ситуациях;
  • иметь в наличии официально изданные санитарные правила;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в нашей стране действует единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ.

При Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Система учреждений Роспотребнадзора построена по территориальному принципу. Во всех субъектах Российской Федерации действуют территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ Роспотребнадзора).

Основной задачей ТУ Роспотребнадзора является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке и на транспорте, а также в сфере защиты прав потребителей.

Под руководством ТУ Роспотребнадзора работают учреждения «Центры гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ ЦГиЭ), на практике обеспечивая деятельность территориальных управлений.


Бесплатная юридическая консультация:

По заданиям Роспотребнадзора экспертную оценку и другие исследования проводят государственные научно-исследовательские институты и иные учреждения.

Госсанэпиднадзор включает в себя:

  • контроль выполнения санитарного законодательства;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведение санитарно-эпидемиологических расследований и разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга для оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания;
  • санитарно-карантинный контроль на границах.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор. Предупредительный надзор должен обеспечить предупреждение нарушений гигиенических нормативов и санитарных правил на стадии разработки новых продуктов, материалов и изделий, на стадиях проектирования и строительства различных объектов, в том числе пищевых предприятий и предприятий общественного питания. Текущий надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарных правил на действующих предприятиях.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет права и обязанности должностных лиц, осуществляющих Госсанэпиднадзор. Они имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов;
  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
  • проводить отбор проб воздуха, воды, почвы, проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • выдавать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов экспертиз, исследований, испытаний и т.п.;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении профилактических мероприятий, о прекращении реализации продукции и др.

Согласно установленным «Правилам проведения мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» плановые мероприятия по контролю конкретного предприятия осуществляются не чаще чем I раз в два года, в соответствии с утвержденным планом проверок. Должностное лицо, проводящее проверку, должно предъявить распоряжение о проведении мероприятий по контролю. По результатам проверки составляется акт установленной формы, к акту прилагаются заключения проведенных исследований и экспертиз, постановления главного санитарного врача и другие документы.


Бесплатная юридическая консультация:

Главный государственный санитарный врач имеет право выносить постановления о прекращении строительства или эксплуатации объектов, производства продукции; о проведении обязательного медицинского осмотра, о временном отстранении от работы, о госпитализации или об изоляции больных; о наложении штрафов, постановления о направлении материалов о санитарных нарушениях для возбуждения уголовных дел и др.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность устанавливается в виде предупреждения или наложения штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных или юридических лиц.

Административная ответственность согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливается в случае изготовления и оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, оказания услуг в сфере общественного питания с нарушением требований нормативных документов к условиям изготовления и качеству и безопасности пищевых продуктов, невыполнении предписаний и постановлений органов государственного надзора и контроля.

Применение мер административного взыскания в виде наложения штрафов не освобождает виновное лицо от обязанности устранить нарушение и возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.

Уголовная ответственность устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом РФ в случае, если нарушения санитарного законодательства привели к возникновению заболевания, отравлению или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, а именно: недостатков пищевых продуктов или услуг общественного питания в части их качества и безопасности, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Санитарно-эпидемиологическая служба

Санитарно-эпидемиологическая служба принимает активное участие в осуществлении мер профилактики заболеваний.


Бесплатная юридическая консультация:

Основными принципами отечественной санитарно-эпидемиологической службы являются:
  • государственный характер отечественной системы санитарных и противоэпидемических мероприятий;
  • единство санитарных и противоэпидемических мероприятий, предупредительного и текущего санитарного надзоров; участие всех медицинских организаций в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Основным учреждением санитарно-эпидемиологической службы является Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — Центр). Центры могут быть краевыми, областными, городскими, районными. В состав Центра входят отделы: санитарно-гигиенический (состоит из лабораторий гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков), эпидемиологический, дезинфекционный.

Основными функциями Центра являются:

  • предупреждение загрязнения внешней среды;
  • изучение состояния здоровья населения, общей заболеваемости, состояния отдельных групп населения;
  • оздоровление условий труда, обучения и быта, питания и отдыха населения;
  • планирование оздоровительных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью снижения заболеваемости;
  • работа с активом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Санитарный надзор

Центр осуществляет государственный санитарный надзор — предупредительный и текущий.

Предупредительный санитарный надзор включает: учет всех проектируемых и строящихся сооружений; согласование отвода земельного участка под строительство; проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства; прием построенного сооружения; учет всех предприятий, загрязняющих атмосферный воздух, водоисточники и почву; систематический лабораторный контроль за санитарным состоянием атмосферного воздуха, воды, почвы. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы и правила, требования государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, ткани, мыло, детскую мебель и т. д. Предупредительному санитарному надзору подлежат все медицинские биологические препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины и т. д.).

Текущий санитарный надзор предусматривает: изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, детей, подростков и т. д.; контроль за соблюдением гигиенических условий обучения; контроль за состоянием окружающей среды; санитарную охрану границ; изучение условий для нормального физического развития детей и подростков; организацию мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий.


Бесплатная юридическая консультация:

О случаях грубых нарушений санитарного законодательства и особых ситуациях, угрожающих состоянию здоровья населения, Центр информирует административные органы.

В процессе осуществления государственного санитарного надзора органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы работают в тесном контакте с органами других ведомств.

Лечебно-профилактическая помощь инфекционным больным постоянно связана с деятельностью органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Эта помощь осуществляется в поликлиниках врачами-инфекционистами (консультативная помощь, лечебно-диагностическая, профилактическая), а также в стационарах — инфекционных больницах или инфекционных отделениях многопрофильных стационаров.

Санитарно-эпидемиологический надзор и служба. Санитарное законодательство

Источник: http://www.grandars.ru/college/medicina/sanitarnaya-sluzhba.html


Бесплатная юридическая консультация:

Санитарно-эпидемиологическая служба

осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

Правовые основы деятельности санитарно-эпидемической службы регламентируются Основами законодательства о здравоохранении и Санитарным законодательством.

Государственный характер организации санитарно-эпидемической службы предусматривает обязательную предварительную гигиеническую апробацию всех мероприятий, предпринимаемых в стране и затрагивающих интересы здоровья населения (планировка населенных мест, строительство жилищ, предприятий, освоение новой техники, внедрение новых технологий и веществ в производстве, химизация сельского хозяйства, производство изделий для нужд населения и т.д.).

Государственные контрольные функции санитарно-эпидемической службы включают ответственность руководителей всех учреждений и организаций, а также отдельных граждан за выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, планирование санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе научных исследований влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения, единство организации и управления, обеспечивающее решение общегосударственных санитарно-гигиенических и эпидемиологических задач; участие учреждений здравоохранения, хозяйственных и всех других организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе, при организующей роли санитарно-эпидемической службы; участие населения в санитарно-оздоровительной работе.


Бесплатная юридическая консультация:

Система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает исследование влияния различных факторов среды на здоровье населения, осуществляемое научными гигиеническими и эпидемиологическими учреждениями; гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека, предупреждающее неблагоприятное воздействие их на здоровье населения; обязательное выполнение гигиенических норм и правил всеми должностными лицами и гражданами; руководящие органы санитарно-эпидемической службы государственного надзора за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, санитарных норм и правил, надзор за объектами народного хозяйства. Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет гигиенический надзор за проведением оздоровительных мероприятий по охране окружающей среды в интересах здоровья населения (см. Охрана окружающей среды); проводит государственный Санитарный надзор за условиями труда на промышленных предприятиях и с.-х. производстве, организует проведение мероприятий, направленных на снижение общей и профилактику профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; организует и контролирует проведение гигиенических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в организованных коллективах; осуществляет санитарный надзор за производством и реализацией пищевых продуктов, организацией рационального питания организованных групп населения, а также гигиенический надзор за работой с радиоактивными изотопами с целью обеспечения радиационной защиты населения (см. Радиационная безопасность), организует и проводит противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение, ликвидацию и снижение инфекционной заболеваемости.

Структура санитарно-эпидемической службы соответствует структуре управления здравоохранением и строится по административно-территориальному принципу.

В России санитарно-эпидемическую службу возглавляет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации. Председатель Комитета является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В структуре министерств здравоохранения некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств, имеются санитарно-профилактическое или санитарно-эпидемиологическое управления, которые осуществляют руководство деятельностью службы; начальники этих управлений являются заместителями Главного государственного санитарного врача, который и возглавляет санитарно-эпидемическую службу.

Для обеспечения санитарно-эпидемической деятельности руководящие органы санитарно-эпидемической службы государств разрабатывают и утверждают санитарные нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; осуществляют контроль за соблюдением в типовых проектах строительства гигиенических норм и дают соответствующие заключения; разрешают применение новых химических веществ; осуществляют контроль за качеством бактерийных, риккетсиозных диагностических препаратов, вакцин, сывороток; руководят работой региональных органов и учреждений санитарно-эпидемической службы, а также врачебно-санитарных служб других ведомств по проведению ими санитарно-эпидемического надзора и соответствующих мероприятий и осуществляют контроль за их работой. В компетенцию санитарно-эпидемической службы входит проведение мер по санитарной охране территории (Санитарная охрана территории) страны от заноса и распространения карантинных и других инфекций, а также организация общественных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и безопасности.


Бесплатная юридическая консультация:

В состав Государственной санитарно-эпидемической службы Российской Федерации входят: республиканские (в составе России), краевые, областные, окружные, городские, районные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора; бассейновые и линейные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на водном транспорте, центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на воздушном транспорте; Российский информационно-аналитический центр; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; дезинфекционные объединения и станции.

На уровне независимых государств Содружества функционируют санитарно-эпидемиологические станции (Санитарно-эпидемиологическая станция) (центры гигиены и эпидемиологии), которые осуществляют организационно-методическое руководство работой учреждений санитарно-эпидемической службы того или иного государства и обеспечивают квалифицированный и специализированный санитарный надзор и противоэпидемическую деятельность. При отсутствии в МЗ независимого государства санитарно-эпидемического управления его функции выполняет санитарно-эпидемическая станция высшего уровня.

На административных территориях, входящих в состав независимых государств, функционируют СЭС (центры), осуществляющие организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической деятельностью на соответствующей территории и обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор.

Принцип построения санитарно-эпидемической службы обеспечивает совместную с органами и учреждениями здравоохранения деятельность и позволяет решать наиболее сложные гигиенические и эпидемиологические проблемы с помощью местных органов власти.

Финансирование санитарно-эпидемической службы осуществляется за счет бюджета. Внедрение нового хозяйственного механизма предусматривает дополнительное финансирование ее деятельности за счет проведения работ на договорных условиях. Учет работы специалистов ведется на основе учетно-оперативных документов.


Бесплатная юридическая консультация:

Библиогр.: Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицина, т. 2, М., 1987.

система учреждений Министерства здравоохранения СССР, союзных республик и других ведомств, осуществляющих санитарный надзор, а также проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения от влияния вредных факторов окружающей среды, ликвидацию и предупреждение загрязнения окружающей среды, снижение инфекционной заболеваемости, улучшение санитарных условий труда и быта.

Энциклопедический словарь медицинских терминов М. СЭ, ПМП : БРЭ-94 г., ММЭ : МЭ.91-96 г.

Читайте также в Медицинской энциклопедии :

Санитарно-эпидемиологическая станция I основное санитарно-профилактическое учреждение, осуществляющее государственный санитарный надзор за внешней средой и объектами народного хозяйства на прикрепленной т.

Санитарный надзор I система государственного надзора за безусловным выполнением всеми ведомствами, организациями и гражданами санитарных правил и норм, утвержденных в установленном поря.


Бесплатная юридическая консультация:

Энциклопедии и словари на ALCALA.RU год. — Значение слова в Бесплатных онлайн словарях — справочниках

Все тексты выложены на сайте для не коммерческого использования и взяты из открытых источников.

При использовании материалов сайта активная ссылка на ALCALA.RU обязательна!!

Все права на тексты принадлежат только их правообладателям!!

Источник: http://alcala.ru/medicinskaya/slovar-S/126200.shtml


Бесплатная юридическая консультация:

Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС): проверка

Плановые проверки СЭС (Роспотребнадзора) осуществляются согласно предварительно составленному графику. Периодичность их равна трехлетнему сроку. Это не относится к предприятиям медицины. С данным графиком можно ознакомиться на официальном сайте организации. Руководитель фирмы или ИП должен быть предупреждён органами надзора о готовящейся плановой проверке не менее, чем за трое суток до неё. Связано это с тем, что в отсутствие начальника такая проверка невозможна.

Плановой проверке подвергаются все вновь организованные фирмы и зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Проверяющая комиссия может быть как выездной, так и камеральной (документарной).

Внеплановые проверки СЭС

С 2015 года Роспотребнадзор наделён правом проведения внеплановых проверок без предварительного предупреждения. Произошло это в связи с изменением ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Такая неожиданная проверка СЭС теоретически грозит абсолютно любому из предприятий торговли, общепита или производству.

По каким основаниям они проводятся? Следует ждать проверку при плохом качестве оказываемых услуг либо продаваемой продукции. Кроме того, достаточно часта проверка СЭС по заявлению покупателя в связи с жалобой. Кто имеет право на подачу такой жалобы? Практически кто угодно — от физических лиц (рядовых покупателей-потребителей или сотрудников органов власти) до организаций контроля. Юридическая грамотность населения растет, и как вызвать СЭС для проверки, знает теперь большинство потребителей, пользуясь данной мерой при малейшем нарушении.

Цель и смысл внеплановых инспекций — подтверждение либо опровержение содержащихся в жалобе фактов. О таких мероприятиях руководители организаций также бывают оповещены, как правило, в течение предшествующих суток. В качестве исключения возможна срочная проверка при подозрении на опасную инфекцию или серьезное отравление.


Бесплатная юридическая консультация:

Кто нас проверяет

Что же представляет собой этот грозный Роспотребнадзор (или СЭС — санитарно-эпидемиологическая служба)? Под таким названием кроется государственная структура, функция которой — контролировать деятельность самых разных организаций в целях защитить права потребителей и их здоровье. В составе ее — сеть территориальных СЭС, задача их — реагировать на жалобы населения о несоблюдении норм санитарии.

Где же именно уполномочена контролировать обстановку СЭС? Проверка «светит» абсолютно всем точкам общепита — от крупных ресторанов до небольших столовых и кафе, производственным предприятиям, так или иначе связанным с продуктовыми товарами, нежилым и жилым помещениям, строительным объектам.

Что потребует СЭС

Роспотребнадзор уполномочен в организациях, относящихся к разной форме собственности, затребовать любые документы для проверки СЭС. Речь идёт о трудовых договорах, медицинских книжках, заключениях пожарной службы и т. п. Требования СЭС касаются наличия журнала учета санитарных мероприятий, имеющихся лицензий и сертификатов на услуги и товары. Может она и проверить работу ККМ любой торговой точки.

По итогам обнаруженных нарушений СЭС выдаёт указания насчет их исправлений, составляет протоколы и выписывает штрафы. В ее ведении — контроль выполнения закона о защите прав потребителя. Занимается СЭС, кроме того, мониторингом воздушной и водной среды, почвы, утилизации мусора.

Чем все это грозит

Какие санкции предусмотрены в случае нарушения? Меры, применяемые службой надзора по итогам проверки, могут заключаться в оформлении предписания на исправление всех выявленных несоответствий, наложении штрафа, а также временной приостановке деятельности организации или ИП на срок, требуемый для устранения нарушений. В случае обнаружения факта массового заболевания либо его угрозы санитарно-эпидемиологическая служба имеет право на подачу судебного заявления — это зависит от масштабов разразившийся эпидемии.


Бесплатная юридическая консультация:

Если нарушения не носят столь глобального характера, а лишь выявлены несоответствия нормам санитарии, размер штрафа будет меньше — от 5 до 10 МРОТ. Он может быть заменен приостановкой деятельности предприятия на трехмесячный срок с целью исправления. При погрешностях в состоянии помещения или нормах эксплуатации такой штраф составит от 10 до 20 МРОТ. Грубые нарушения, кроме того, также чреваты тюремным заключением по решению суда.

Размер штрафа зависит от того, кто признан виновным. Если это — юридическое лицо, величина его составит большую сумму, чем с лица физического (продавца, ИП, представителя учреждения).

Какие именно нарушения выявляются Роспотребнадзором и где?

Рассмотрим список чаще всего встречающихся несоответствий, выявляемых СЭС. Проверка разных видов учреждений и организаций имеет свои особенности. В парикмахерских и салонах красоты площадь занимаемого помещения может не соответствовать санитарным нормам, возможно отсутствие бактерицидных облучателей ультрафиолетового света, применяемых для обеззараживания воздуха. Возможно, в заведении отсутствует специальное помещение для хранения отходов, волос или нет места для стирки белья. Могут нарушаться правила хранения люминесцентных ламп, могут отсутствовать положенный по нормам тройной комплект инструментов либо ножная ванна в педикюрном кабинете. Нарушением считается проведение процедур педикюра и маникюра в одном и том же помещении. Санкциям подлежит и плохое состояние его в санитарном плане либо отсутствие медосмотра у работников, а также вывески на входе в здание.

Проверка в медучреждении

Какие нарушения могут быть выявлены в медицинском учреждении СЭС? Проверка в них часто касается документов — возможно неправильное составление договоров на платные услуги (допустим, стоматологические). В них порой отсутствует множество нужных сведений касательно сроков оказания подобных услуг, гарантий и т. п. Информационный стенд клиники обязан содержать подробные данные о квалификации медперсонала. Отсутствие подобной информации также чревато наказанием.

Штрафуют и за нарушение норм специального режима в период эпидемий, недостаточно тщательную обработку оборудования и стерилизацию инструментария либо неправильную концентрацию дезсредств. Штраф будет наложен за что угодно — например, за отсутствие необходимых условий для личной гигиены работающих. Придраться проверяющие инстанции могут и к несоблюдению размеров помещений, не соответствующих нормам медицинского учреждения, неверному оформлению ценников на продажу сопутствующих медицинских препаратов, отсутствию служебного инструктажа работников перед проведением спецработ (например, с радиоактивными источниками излучения).

Проверка в аптеке

А за что же может оштрафовать аптеку СЭС? Проверка чаще всего касается нарушений температурного и влажностного режима, неправильной стирки спецодежды и белья, отсутствия своевременных медосмотров персонала.

Штраф грозит аптечному заведению и в том случае, если бывают нарушены сроки реализации лекарств, условия либо допустимая температура их хранения, отсутствует любая необходимая информация для клиентов о каждом имеющемся в продаже препарате, его цене, составе, показаниях и побочных действиях.

Проверка СЭС в магазине продуктов

Самое пристальное внимание уделяет СЭС предприятиям общепита и тем, что торгуют продуктами. Это вполне объяснимо — ведь потребляемая населением продукция должна быть как минимум безопасна для здоровья. К наиболее распространенным ошибкам, выявляемым на предприятиях общепита, относятся неполадки в работе вентиляционных систем, нарушение технологических процессов (пересечение потоков готовой продукции с полуфабрикатами и сырьем), отсутствие медосмотра у работников или нужного оборудования либо персонала для поддержания чистоты.

Сюда же относятся и нарушения в продуктовых технологиях (типа повторной заморозки рыбных либо мясных продуктов), наличие просроченных полуфабрикатов, прием и продажа товара без документов или маркировки. Продуктовый магазин оштрафуют за расхождение санитарно-технических характеристик занимаемого помещения с утвержденными нормами, отсутствие измерительных приборов для контроля за влажностным и температурным режимом, хранение пищевых изделий вне специального склада, продажу и хранение товаров с нарушенной маркировкой или отсутствующей русскоязычной информацией.

Помимо того, СЭС активно проверяет школы, детские сады (особенно частные), АЗС, автомойки независимо от организационно-правовой формы.

Что в итоге?

По итогам каждой проверки выдается санитарно-эпидемиологическое заключение СЭС. Это — обязательный документ, подтверждающий соответствие товара или продукции всем требуемым нормам санитарии. Кроме того, составляется акт проверки. Все найденные нарушения и несоответствия обязаны быть зафиксированы протоколом, который заверяется сотрудниками СЭС. Один экземпляр акта проверки остается на предприятии или у ИП, другой предназначен для проверяющих. Каждое из таких мероприятий фиксируется записью в специальном журнале контроля.

О правилах проверки

В своих проверках Роспотребнадзор обязан следовать регламенту, который предписывает при проведении данной процедуры оставаться в рамках собственной компетенции, не проводить плановых выездных инспекций в отсутствие руководства организации, не запрашивать информацию, не относящуюся к делу.

Ему запрещается осуществлять обследование или забор проб без протоколирования каждого из действий, разглашать информацию об итогах проверки, которая является государственной тайной, а также нарушать установленные для мероприятия сроки.

Как готовиться к проверкам

Что можно посоветовать тем ИП либо руководителям организаций, которые опасаются проверок? Как лучше к ним подготовиться? Самое надежное средство — постоянно поддерживать чистоту, соблюдать все необходимые санитарные нормы, иметь скрупулезно оформленные документы для проверки СЭС и вовремя проводить все санитарно-гигиенические мероприятия. Если вы не уверены в необходимости тех или иных действий, можете получить консультацию в органах СЭС.

В момент явки проверяющих проверьте наличие у них разрешительных документов. Если таковые отсутствуют или оформлены с нарушением, вы имеете право отказать инспекции в приеме. Напоминаем еще раз, что представлять организацию при подобных проверках имеет право лишь руководитель либо специально уполномоченное лицо, права которого подтверждены доверенностью. Так, например, проверяющие не имеют права действовать в присутствии в торговой точке лишь продавца, не уполномоченного на их прием.

Для подстраховки права и обязанности каждого сотрудника следует заранее четко прописать в его должностной инструкции. Рядовые сотрудники не имеют права подписания каких-либо документов.

Неформальные моменты

Общение с комиссией следует вести спокойным деловым тоном. Наилучшая линия поведения — открытое общение, но без подачи ненужных (избыточных) сведений, способных спровоцировать лишние вопросы. Не следует давать проверяющим поводы для дополнительных санкций.

Заранее настройтесь, что комиссия будет вести свою работу достаточно скрупулезно. При возникновении споров не пытайтесь разжигать конфликт. Собственные права в случае их нарушения следует отстаивать уверенным спокойным тоном, опираясь на юридическую информацию.

Наложение штрафа обязано быть аргументированным и отражаться в протоколе. Без документального подтверждения вручение штрафа превращается в банальную взятку. Каждое предприятие должно располагать журналом по учету проверок, в который заносится в подробностях вся информация о каждом таком мероприятии, включая полученное заключение СЭС.

Источник: http://businessman.ru/sanitarno-epidemiologicheskaya-slujba-ses-proverka.html

33. Организация санитарно-эпидемиологической службы в Рос­сии. Структура центра санитарно-эпидемиологического надзора. Предупредительный и текущий надзор.

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы России регламентируется Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (12 марта 1999 г.)

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации — единая Федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

Система государственной санитарно-эпидемиологической агужбы Рос­сийской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осу­ществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;

органы и учреждения государственной, санитарно-эпидемиоло­гической службы Российской Федерации, созданные в установлен­ном законодательством Российской Федерации порядке для осуще­ствления государственного санитарно-эпидемиологического надзо­ра в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транс­порте.

Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, горо­дов, районов, на транспорте, главные государствешгые санитарные врачи федеральных органов.

Основной задачей государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является обеспечение санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания на организм человека.

Основной структурной единицей государственной санитарно-эпидемиологической службы является центр государственного санитар­ного надзора (ГСЭН).

ГСЭН является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний среди населения и формиро­ванию здорового образа жизни.

Центр ГСЭН может обслуживать городское и сельское население, чис­ленностью до 100 тыс. человек. Включает следующие подразделения: I. Управление Госсанэпиднадзора

1.1. Санитарно-гигиенический отдел:

отдел коммунальной гигиены и санитарной экологии отделение гигиены труда; отделение гигиены питания; отделение гигиены детей и подростков; отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел эпидемиологического надзора

1.3. Отделение профилактической дезинфекции

1.4. Отдел лабораторного обеспечения:

санитарно-гигиеническое отделение (физико-химических, ток­сикологических, аналитических методов исследования; исследова­ние радиационных и физических факторов);

санитарно-бактериологическое отделение (бактериологических, вирусологических и наразитологических исследований).

2. Управление информационно-аналитического обеспечения

2.1 Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мони­торинга

2.2 Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.

2.3 Отделение вычислительной техники и программного обеспечения

2.4 Отделение ме1рологии и стандартизации.

2.5 Отделение комплексных профамм (формируется на основе ком-плексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview//page:28/

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

отображено на оборотной стороне памятной медали Роспотребнадзора «90 лет Госсанэпидслужбе России»

около 110 тысяч

Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей.

Содержание

История [ | ]

  • до 1917 — в составе Медицинской полиции;
  • 1922—1933 — Санитарно-эпидемиологическая служба;
  • 1933—1950-е — Государственная санитарная инспекция;
  • 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР;
  • 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;
  • 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей.

XIX — начало XX века [ | ]

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения, врачебно-хозяйственную деятельность по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы, а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

Советский период [ | ]

15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

Современное состояние [ | ]

В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные тре­бования, определены права и обязанности юридических лиц и граж­дан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.

В 1991 году Совет Министров РСФСР утвердил новое «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Санитарно-эпидемиологические станции были переименованы в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и получили вертикальное подчи­нение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации. Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций (центров).

Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Современная структура организации образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] . Ранее была подчинена Министерству здравоохранения и социального развития России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» находится в непосредственном ведении Правительства России [3] . Со дня образования федеральной службы (2004 год) и до 23 октября 2013 года её руководителем являлся Г. Г. Онищенко.

22 октября 2013 года в прессе появилось сообщение со ссылкой на заявление О. Ю. Голодец о том, что по истечению срока полномочий Г. Г. Онищенко ушёл в отставку, а ведомство возглавила его заместитель А. Ю. Попова [4] . Но позднее в правительстве России заявили, что заявление об отставке Онищенко не подписано.

Официальное решение о смене руководителя Федеральной службы последовало 23 октября 2013 года. Геннадий Онищенко был освобождён от занимаемой должности, а исполняющим обязанности руководителя Роспотребнадзора стала Анна Попова [5] . 10 апреля 2014 года она была утверждена в должности главы ведомства [6] .

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количествеединицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов [7] .

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемиологических станций) по субъектам РФ.

В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

Функции [ | ]

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» [8] и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 [9] .

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Структура службы [ | ]

Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Центральным аппаратом, включающим: руководство и помощников, пресс-службу и управления (санитарного надзора; эпидемиологического надзора; защиты прав потребителей; организации деятельности; научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и последипломного образования; делами; инвестиционного развития и управления государственным имуществом; правовое; финансово-экономическое).

Центральному аппарату подчинены:

  • управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, управления по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и управление по железнодорожному транспорту. Управления в субъектах РФ в свою очередь представлены руководством и отделами и им подчинены территориальные отделы [10] . Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту подчинены территориальные отделы по железным дорогам РФ, включающие структурно отделения, участки и пункты санитарно-карантинного пропуска [11] ;
  • центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге, по железнодорожному транспорту и федеральные бюджетные учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и «„Информационно-методический центр“ Роспотребнадзора». Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ представлены руководством, отделами и лабораториями и им подчинены территориальные филиалы [12] . ЦГиЭ по железнодорожному транспорту подчинены дорожные филиалы по железным дорогам РФ [13] ;
  • научно-исследовательские институты и центры;
  • противочумные учреждения;
  • санэпидслужбы министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Управление делами Президента, Главное управление специальных программ Президента, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное медико-биологическое агентство). Представлены главными и окружными центрами госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), их филиалами и санитарно-эпидемиологическими лабораториями.

Классные чины в Роспотребнадзоре [ | ]

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы (к которой относится и служба в Роспотребнадзоре):

В качестве знаков различия по классным чинам для должностных лиц Роспотребнадзора устанавливаются наплечные знаки различия. Наплечные знаки представляют собой четырёхугольник с параллельными боковыми сторонами и закругленным верхним краем. Размеры наплечных знаков: длина 14 — 16 см (для женщин — 12 — 14 см), ширина — 4 см (для высшего состава — 4,5 см). Наплечные знаки изготавливаются из ткани тёмно-бордового цвета.

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Руководители Роспотребнадзора [ | ]

  • Онищенко, Геннадий Григорьевич (с 12 марта 2004 по 23 октября 2013);
  • Попова, Анна Юрьевна (с 10 апреля 2014, врио с 23 октября 2013) [5] .

Научно-исследовательские институты и центры Роспотребнадзора [ | ]

Гигиенического профиля [ | ]

  • Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана[14] ;
  • Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья [15] ;
  • Саратовский НИИ сельской гигиены [16] ;
  • Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека [17] ;
  • Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий [18] ;
  • Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии [19] ;
  • Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева [20] ;
  • Новосибирский НИИ гигиены[21] ;
  • Научно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе [22] ;
  • Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены [23] ;
  • Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения [24] .

Эпидемиологического профиля [ | ]

Эта отметка установлена 17 ноября 2015 года.

  • Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г. Н. Габричевского[25] ;
  • ФБУН Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора[26] ;
  • Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии[27] ;
  • Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии „Вектор“[28] ;
  • НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора[29] ;
  • Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера [30] ;
  • Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени академика И. Н. Блохиной [31] ;
  • Екатеринбургский НИИ вирусных инфекций[32] ;
  • Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии [33] ;
  • Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии [34] ;
  • Казанский НИИ эпидемиологии и микробиологии [35] ;
  • Тюменский НИИ краевой инфекционной патологии [36] ;
  • Омский НИИ природноочаговых инфекций [37] ;
  • Иркутский ордена Трудового Красного Знамени НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока [38] ;
  • Волгоградский НИПЧИ [39] ;
  • Российский НИПЧИ „Микроб“[40] ;
  • Ростовский-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени НИПЧИ [41] ;
  • Ставропольский НИПЧИ [42] ;
  • Российско-Гвинейский НИЦ эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней [43] .

Политическая роль [ | ]

Наблюдатели указывают на связь запретов Роспотребнадзора с ухудшением отношений России с той или иной страной [44] . В частности в разное время Роспотребнадзор подвергал санкциям [44] :

Все санкции мотивировались «санитарными соображениями», что по мнению международных наблюдателей является лишь надуманым предлогом для политического давления на оппонетов [44] .

Источник: http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0